Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Информационные технологии» проф. Лугачева М.И. 2010/2011 уч. год.

 

1. Представьте структуру ИС. Чем ИС отличается ои ИТ?

 

Информационные системы – это комплекс из информационных технологий, функциональных подсистем и управления их взаимодействием для обеспечения информационных процессов поддержки и принятия решений.

ИС – связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого сервиса, осуществляющих информационные процессы для обеспечения подготовки и принятия решений.

Информационные процессы - процессы сбора, хранения, обработки, защиты, передачи и представления информации.

Взгляд на ИС:

·                Технология (как решать конкретные задачи бизнеса с помощью конкретных ИТ) – связано с использованием ИС для управления процессами

·                Приложения (решение массовых задач автоматизации бизнес-процессов с помощью пакетов спец-х программ 1С, Парус, SAP, Oracle…) - связано с использованием ИС для управления процессами

·                Экономика (сопоставление затрат на ИС с результатами их использования) – подразумевается обсуждение вопросов управления самими ИТ

·                Общество (влитяние информатизации на развитие общественных процессов) – Информационные общество, Электронное правительство…, «Электронная Россия» в РФ

Для чего нужны ИС?

А) Для создания, поддержания и развития конкурентного преимущества и обеспечения операционной эффективности обладателя ИС.

Б) Конкурентное преимущество существенно определяется степенью полноты информации.

В) Полнота информации тесно связана с неопределенностью при подготовке и принятии решений.

 

2. Что такое информационный процесс и чем он отличается от бизнес процесса?

 

Информационные процессы – процессы сбора, хранения, обработки, защиты, передачи и представления информации.

 

Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются ресурсы и в результате этой деятельности – «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер и Чампи).

Бизнес-процесс – это последовательность однородных работ, характеризующихся единым натуральным или стоимостным критерием результата. Работа, входящая в бизнес-процесс, именуется шагом бизнес-процесса (Шеер и Васкевич).

Пример бизнес-процессов: бизнес (энергоресурсы, нефть) – добыча (подъем, закачка, обработка) – транспортировка (нефти, нефтепродуктов) – переработка (ректификация, крекинг, очистка, нефтехимия) – реализация (опт., розница, - топливо, масло, мазутавиакеросин..).

При помощи автоматизации структурированных бизнес-процессов ИС проникают в бизнес.

Вход: материал и информация, которая используется и преобразуется бизнес-процессом для получения результата (выхода). Допускается, что бизнес-процесс может не иметь входа.

Управление: правила, технологии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется бизнес-процесс.

Выход: материал или информация, которые производятся бизнес-процессом. Бизнес-процесс без результата не имеет смысла.

Ресурсы: персонал предприятия, оборудование, инструменты…

 

3. Что такое данные, информация и знания?

 

                Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях.

                Информация - это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия получателем решений.

                Знания – обработанная информация, используемая и ранее использованная для принятия решений

Формы существования данных, информации и знаний:

-     данные – таблицы, изображения, деревья… музыка

-     информация – аналитические отчеты, экспертные оценки, политические высказывания, аналитическая записка, статья в журнале, монография…музыка

-     знания – научные труды и учебники, дипломы, сертификаты, стандарты, законы, квалификация, опыт, методы и методики подготовки, нормативые… музыка

Период существования:

-     данных – произвольный;

-     информации – определенный;

-     знаний -?.

 

4. Как данные превращаются в информацию, а информация – в знания.

 



Информация появляется после того, как накоплено и обработано достаточное количество данных с целью получения решения задачи (или принятия решения). Пример: ставится задача о покупке акций конкретной компании в течение предстоящего периода заданной продолжительности. Происходит сбор и обработка данных о котировках акций компании. Информация в данном случае моет быть представлена в виде анализа характера изменения курса за период наблюдения, прогноза изменений на заданный предстоящий период, рекомендация по покупке-продаже акций.

На основе информации можно принимать те или иные решения. Соответственно, результаты (положительные или отрицательные) пополняют наши знания – опыт, умение работать в группе… учебники и т.д.

 

5. Приведите пример данных, информации и знаний.

 

Данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях. (таблицы, изображения)

Информация - это обработанные данные, представленные в виде, пригодном для принятия получателем решений. (отчеты, анализы)

Знания – обработанная информация, используемая и ранее использованная для принятия решений (научные труды, учебники)

 

6. Каковы основные свойства информации?

 

Свойства данных:

                Репрезентативность, означает способность собранных данных адекватно отобразить свойства описываемого ими явления

                Точность.

                Достоверность – это способность представлять описываемые объекты с заданной по условиям решаемой задачи точностью.

                Надежность - когда погрешность полностью определяется факторами, степень влияния которых можно оценить (как, например, точность данных)

Свойства информации:

                Актуальность - определяется степенью сохранения ее пр годности для принятого решения и зависит от того, в течение каого периода времени сохраняется репрезентативность данных, использованных для получения информации. Если данные устаревают или теряют способность представлять описываемый ими процесс, то говорят о необходимости «актуализации» данных, т.е. их обновления.

                Своевременность – означает, что информация получена в момент принятия решения, без опоздания. Позже или раньше = хуже.

¨             Асимметрия

¨             Неполнота

Неопределенность и риск

См. ниже

 

7. Опишите свойства асимметрии и неполноты информации

 

Ассиметрия:

       В условиях неопределённости (т.е.неполноты информации) люди, как правило, неодинаково информированы → асимметрия информации

       Примеры: принципал – агент, работодатель – соискатель, кредитор – заемщик

       Недостаток информации влечёт потери для соответствующей стороны → затраты на поиск информации

       Примеры: услуги третьих лиц, рекомендации, кредитные бюро

       Поиск информации требует затраты ресурсов, т.е. издержек

 

Неопределенность:

       Риск – доход, затраты, полезность и др. параметры представляют собой случайные величины

       Неопределённость – неизвестна функция распределения случайной величины или само множество исходов

       Для большинства моделей типичен анализ риска, тогда как для экономической реальности более типична и важна неопределённость

Неустранимость неопределенности:

       Информационное трение» – ресурсы на поиск тратятся сейчас, а результат проявляется потом

       «Ограниченная рациональность» - «мощности» человека по обработки информации ограничены

       В результате информация всегда неполна

       Неопределённость порождает класс людей – предпринимателей, профессионально с ней работающих. Их вознаграждение - прибыль

 

8. Опишите, как измеряются риски и неопределенность.

 

Неопределенность – непременное свойство любого хозяйственного или управленческого решения: такие решения – это выбор из нескольких возможных вариантов, и полной уверенности, что выбрано верный, практически никогда не бывает. Оценить неопределенность в реальной хозяйственной ситуации довольно сложно. Поэтому для разработки понятийного аппарата лучше прибегнуть к формальным моделям.

Принятой мерой неопределенности системы α является энтропия системы - H(α). При получении некого сообщения энтропия системы – НВ(α). Соотношение Н и Н зависит от того, что за сообщение было получено.

Как же оценивать энтропию системы?

Энтропия системы, имеющей k возможных состояний Н(L), согласно формуле Шенона равна:

H(α) = -∑Pi*logPi Max H(α) достигается при Pi = 1/k

Количество информации IB(α) , содержащееся в сообщении В об объекте α, равно:

IB(α) = H(α) – HB(α)

 

Трансакционные издержки уменьшают энтропию - меру неопределенности сделки.

 

  Трансакция – любая передача прав пользования товарами и/или услугами между технологически разделяемыми единицами

  Трансакционные издержки – издержки, связанные со свершением трансакций (К.Сиборра):

  Затраты на поиск подходящего для сделки варианта.

  Затраты на подготовку контракта, включающей проведение переговоров, консультаций со специалистами, юристами и т.п. – вплоть до подписания контракта.

  Затраты на выполнение контракта: урегулирование отклонений от условий контракта, введение в действие санкций за нарушение условий контракта и т.п.

  Затраты на поддержание контракта: управление выполнением всех этапов сделки предусмотренных контрактом, обеспечение плавного перехода от одного этапа к следующему вплоть до полного выполнения всех пунктов контракта.

 

9. Представьте структурированные и неструктурированные данные и задачи. Какие из них чаще всего решаются средствами корпоративных ИС и почему?

 

Данные могут существовать в виде таблиц, публикуемых в газетах или на сайтах соответствующих компаний. Примером могут служить ежедневные сведения о котировках акций. В этом случае говорят о том, что данные структурированы, то есть существуют в виде упорядоченной последовательности числовых значений конкретного показателя. Кроме того, данные могут получаться с изображений, из текстов газетных статей, или программ телевидения. В этом случае они не могут быть непосредственно представлены в виде упорядоченной последовательности результатов измерений конкретных параметров, и такие данные обычно называют неструктурированными.

 

Подобно данным информация и знания также могут быть структурированными и неструктурированными. Сообщение, содержащее структурированную информацию, появляется в виду решения поставленной задачи обработки данных, представленного в соответствии с заданной формой либо стандартом. Эта форма или стандарт определяется возможным использованием информации в последующем принятии решения и его документальном оформлении. Неструктурированная информация появляется из сообщения, выраженного в свободной форме: устной, письменной, графической и т.п.На основе неструктурированной информации можно принимать решения, но ее нельзя использовать для автоматической обработки.

 

10. Опишите семиотический подход к измерению количества информации.

 

Семиотика – теория о знаковых системах. Описание и анализ экономической информации может быть осуществлен в терминах семиотики. Семиотика предполагает рассмотрение объекта с трех точек зрения – синтаксической, семантической и прагматической.

А) Синтаксический аспект отражает физические характеристики информации: способ представления, скорость передачи, тип носителя, способ кодирования, используемые каналы, надежность и безопасность передачи. Информация, рассматриваемая только с точки зрения синтаксиса , может считаться данными, так как в этом аспекте не рассматривается ее содержание.

Б) Содержательная сторона характеризует семантический аспект информации, когда рассматриваются состав содержащихся сведений и связь между ними.

В) Прагматический аспект информации связан с ценностью информации для пользователя при принятии решения.

 А)) В качестве синтаксической меры количество информации представляет объем данных. Объем данных Vd в сообщении измеряется количеством символов в этом сообщении. В двоичной системе счисления единица измерения – бит. На практике наряду с этой «самой мелкой» единицей измерения используется более крупная – байт, равная 8 бит. Для удобства в качестве измерителей используются кило- (103), мега- (106), гига- (109), тера- (1012)байты и т.д.

Б)) Тезаурус – это совокупность сведений и связей между ними, которыми располагает получатель информации. Количество семантической информации IS , включаемой в дальнейшем в тезаурус, определяется соотношением тезауруса получателя Si и содержания передаваемой в сообщении информации. Графически:

Относительной метрикой количества семантической информации служит коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантичекой информации к ее объему данных Vd , содержащихся в сообщении.

                В)) Прагматическая мера информации – дает ценностные характеристики информации, содержащейся в сообщении β.

Две метрики, оценивающие прагматическую меру информации – вероятностная и оптимизационная:

 Вероятностная метрика:

           Приращение вероятности достижения цели.

                                   Ib = log (Р1/ Р0)

Р0 – вероятность достижения цели до получения сообщения β;

Р1 - вероятность достижения цели после получения сообщения β.

 

 Оптимизационная метрика формируется по оценке изменения целевой функции сделки, обусловленного получением информации

          Iβ = F(X) - Fβ(X)

          F(X) - целевая функция сделки

          Fβ(X) - целевая функция сделки после получения сообщения β.

Пример: тендер на приобретение ИС, расчет ТСО.

 

11. Объясните с точки зрения оценки неопределенности природу появления единиц измерения количества информации.

Неопределенность предполагает отсутствие информации об объекте внешней среды, причинами неопределенности являются ограниченные рациональные способности человека. В условиях взаимодействия возможны случаи ассиметрии информации, тогда один из контрагентов получает преимущество. Для выгодного взаимодействия требуется преодолеть неопределенность, затратив ресурсы на поиск информации, однако результаты поиска будут доступны позже, а издержки нужно произвести сейчас. Исходя из экономической целесообразности, необходимо измерять информацию с точки зрения выгод от ее использования и издержек на поиск.

 

12. Приведите пример оптимального тезауруса.

 

«Можно говорить об оптимальном для данной информации S тезаурусе получателя, при котором им будет получена максимальная информация Is, а также об оптимальной информации в сообщении β для данного тезауруса Si. В нашем примере, когда получателем является компьютер, оптимальный тезаурус означает, что его аппаратная часть и устанавливаемое программное обеспечение воспринимают и правильно интерпретируют для пользователя все содержащиеся в сообщении β символы, передающие смысл информации S. Если в сообщении есть знаки, которые не соответствуют содержимому тезауруса, часть информации будет утрачена и величина Is уменьшится» (учебник стр. 59).

 

13. Какие виды затрат составляют трансакционные издержки?

 

Трансакция – любая передача прав пользования товарами и/или услугами между технологически разделяемыми единицами

       Трансакционные издержки – издержки, связанные со свершением трансакций (К.Сиборра):

       Затраты на поиск подходящего для сделки варианта.

       Затраты на подготовку контракта, включающей проведение переговоров, консультаций со специалистами, юристами и т.п. – вплоть до подписания контракта.

       Затраты на выполнение контракта: урегулирование отклонений от условий контракта, введение в действие санкций за нарушение условий контракта и т.п.

       Затраты на поддержание контракта: управление выполнением всех этапов сделки предусмотренных контрактом, обеспечение плавного перехода от одного этапа к следующему вплоть до полного выполнения всех пунктов контракта.

 

14. Как трансакционные издержки связаны с энтропией объекта?

 

Трансакционные издержки снижают энтропию – меру неопределенности сделки.

 

15. Для чего нужны ИС? Как они влияют на операционную эффективность и конкурентное преимущество компании?

 

Для создания, поддержания и развития конкурентного преимущества и обеспечения операционной эффективности обладателя ИС.

ИС с точки зрения конкурентного преимущества обеспечивают:

 

       Структурные преимущества (например, масштаб)

       Наличие первоклассных поставщиков и каналов реализации

       Накопленные знания в ключевых видах деятельности

       Выбор цепи создания стоимости

 

Операционная эффективность

 

       Удельные затраты

       Качество и управление им

       Управление финансами, налоги, бухгалтерский учет

       Зрелость бизнес-процессов

 

16. Как можно охарактеризовать национальные материальные, финансовые и информационные потоки периода последнего кризиса?

 

В период финансового кризиса, национальные финансовые потоки резко сократились, в результате сокращения объёма инвестиций, как иностранных, так и внутренних. Наблюдалась крайняя нестабильность

Материальные потоки также сократились

С точки зрения информационных потоков, наблюдалась высокая степень неопределённости, ассиметрия информации.

 

17. Представьте цепочку добавления стоимости (ЦДС) как модель бизнеса

 

Информационные системы позволяют организации реализовывать свои конкурентные преимущества, одним из которых является построение бизнеса на основе модели цепочки добавленной стоимости. Цепочка добавления стоимости (Value Added Chain) может быть кратко представлена так: маркетинг – проект – производство – хранение – транспорт – сбыт – поддержка (Майкл Портер, HBS Давид Рикардо).

 

18. Как связана ЦДС и бизнес-процесс?

 

Двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное производство должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции. Он показал, что разделение труда способствует росту его производительности.

Бизнес-модель: цепочка добавления потребительской стоимости. Предложена Майклом Портером, профессором Гарвардской школы бизнеса. Он предположил, что оптимизация отдельных звеньев цепи приведет  к повышению эффективности бизнеса в целом.

Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются ресурсы и в результате этой деятельности – «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер и Чампи).

Бизнес-процесс – это последовательность однородных работ, характеризующихся единым натуральным или стоимостным критерием результата. Работа, входящая в бизнес-процесс, именуется шагом бизнес-процесса (Шеер и Васкевич).

 

19. Как связаны бизнес-процесс и ИТ-сервис? Представьте эволюцию предоставления ИТ-сервисов при переходе к архитектуре SOA и облачным вычислениям.

 

ИТ-сервис – параметры:

 

         Содержание - что делает сервис

         Согласованное время обслуживания

         Доступность - процент согласованного времени обслуживания, в течение которого сервис доступен

         Надежность - число инцидентов за период

         Производительность - число бизнес-операций в единицу времени

         Устойчивость - требования к времени восстановления в случае повреждения или уничтожения инфраструктуры ИТ

         Конфиденциальность - требования к разделению доступа к данным и операциям, уровень защиты данных

         Цена - совокупная стоимость владения сервисом

ИТ-сервис – примеры:

         Печать документов

         Контроль исполнения поручений.

         Бухучет по МФСО или GAAP.

         Составление баланса.

         Опердень.

         Е-банкинг.

 

20. Опишите реинжиниринг бизнес-процессов. В каком случае он применяется?

 

Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения существенных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы (термин «реинжиниринг бизнес-процессов» ввел М. Хаммер в 1990 г. в статье «Реинжиниринг: не автоматизируйте – уничтожайте»). Википедия.

 

 

21. Представьте основные ИТ-сервисы АСУ ТП.

 

-визуализация информации о работе технологической системы/установки

-предупреждение о критических или опасных режимах работы

-автоматическое предотвращение развития предаварийных ситуаций

-регистрация состояния системы/установки и действий персонала

-поддерживание оптимальных параметров работы системы/установки

-предотвращение ошибочных действий персонала

 

22. Представьте основные ИТ-сервисы ИТИИС.

САПР:

-создание чертежей

-инженерные расчёты

-генерация программ для САМ- систем

Рендеринг изображений:

-создание визуально полноценных изображений по контурным схемам

Геологическое моделирование:

-создание трёхмерных моделей месторождений

-прогноз запасов полезных ископаемых

-прогноз оптимальных точек бурения

Технический анализ:

-прогнозирование движения цен товаров

-оценка оптимальных моментов покупок и продаж

Моделирование краш-тестов:

-прогнозирование поведения конструкции автомобиля при столкновении с препятствием

 

 

23. Опишите технологические и предпринимательские выгоды применения ИС.

 

       Технологические выгоды – это выгоды, полученные от внедрения информационных технологий, без реинжиниринга бизнес-процессов.

 

       Предпринимательские выгоды – это выгоды, полученные от внедрения информационных технологий, благодаря реинжинирингу бизнес-процессов.

 

       Иногда – эти выгоды трудно разделить – дуализм выгод.

 

       Технологические выгоды:

-        Снижение аварийности систем/установок

-        Сокращение времени переналадки оборудования

-        Снижение потребления сырья, материалов, электроэнергии и т.д.

-        Снижение трудозатрат на управление оборудованием, его ремонт и наладку

-        Повышение выхода готовой продукции

       Предпринимательские выгоды

-        повышение качества готовой продукции;

-        создание технологий, в принципе неработоспособных при ручном управлении (супермаркет, атомный реактор, «неустойчивый» самолет)

 

24. Что такое масштаб и масштабирование ИС?

 

Масштаб информационной системы — объём распределения информационных потоков в определенной социальной системе, в пределах которой представлена информация.
Масштаб отражает распределение информации по её пространству и является одним из системоопределяющих признаков всей информационной системы. Например, информационные системы локального (городского, районного), регионального, столичного, общегосударственного, отраслевого, международного характера. Понятие масштаба может быть понято как воздействие на одном из уровней, этажей социальной системы.

Масштабируемость ИС – её способность адаптироваться путём наращивания технологических ресурсов к возрастающей нагрузке, например к увеличению числа пользователей, имеющих возможность одновременного доступа к системе. Масштабируемость характеризует гибкость системы, способность учитывать меняющиеся условия эксплуатации.

Масштабирование информационной системы бывает горизонтальным или вертикальным. Вертикальное наращивание ресурсов подразумевает установку все более производительного оборудования и замену им старых мощностей. При этом новое оборудование устанавливается на определенное шасси, и когда это шасси оказывается полностью укомплектованным, необходима установка нового, более мощного шасси (кроме того, не все оборудование ввиду его устаревания сможет быть перенесено на новое шасси). Это достаточно дорогостоящий вариант, а потому компания решила идти по пути горизонтального масштабирования с использованием технологии распределенных вычислений на базе решения FlexFrame, разработанного совместно компаниями Fujitsu Siemens Computers, SAP и Network Appliance.

Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

• Одиночные;

• Групповые;

• Корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются на персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создают с помощью так называемых настольных или локальных СУБД. Среди локальных СУБД наиболее известны Clarion , Clipper, Fox Pro, Paradox, dBase.

 

25. Опишите классификацию ИС по масштабу.

 

Характеристики масштаба: число пользователей и обеспечиваемая функциональность

Масштаб и масштабируемость – стратегические характеристики информационной системы

Локальные, малые, средние и ERP-системы

 

26. Представьте три уровня интеграции. Приведите пример и свойства интегрированной информационной системы.

Интеграция:

                Технологическая;

                По приложениям;

                По принятию решения.

 

TEI (интегрированные системы управления) = ERP (корпоративные ИС) + CRM (системы управления взаимоотношениями с клиентами) + SCM (управление цепочкой поставок) + АСУТП

 

                ERP-систем для обеспечения эффективного взаимодействия с поставщиками и клиентами в рамках интегрированной системы управления TEI.

                SCM-системы являются логическим развитием MRP, создающим полный набор ИТ-сервисов, обеспечивающих логистические процессы.

                CRM-системы являются основой для организации современного электронного бизнеса компании.

 

Примеры: оформление отпуска, командировки, премии … в SAP

 

27. Опишите основные этапы эволюции ИС от MRP до TEI.

 

60-е гг. – MRP (Materials Requirement Planning) – Планирование потребности в материалах, ИТ-сервисы, позволяющие построить график поставок материалов и комплектующих (покупных или собственного производства), исходя из графика отгрузки готовой продукции. Oliver Wight – концепция автоматизации управления запасами

70-е гг. – MRP II (Manufacturing Resources Planning) – планирование производственных ресурсов: ИТ-сервисы, позволяющие не только построить график поставок, но и распределить его по производственным мощностям, а также определить себестоимость конечной продукции, исходя из цен задействованных ресурсов. Oliver Wight – необходимость учета финансовых и людских ресурсов

90-е гг.- ERP (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия, дополняющее MRP II ИТ-сервисами планирования людских ресурсов, а также планированием технического обслуживания, экологических мероприятий и т.д. Gartner group.

2000-е гг. – TEI (Total Enterprise Integration) – общая интеграция предприятия, дополняющая ERP ИТ-сервисами финансового планирования, маркетинга, управления спросом, интеграции цепочки поставок (SCM), взаимоотношений с покупателями (CRM), разработки новых продуктов и т.д., сервисы MRP/CRP заменяются на усовершенствованные процедуры APS (Advanced Planning and Scheduling)

 

28. Представьте основные ИТ-сервисы MRP, MRPII, ERP, CRM, SCM, MES, EAM.

 

ИТ-сервисы для MRP:

                Определение номенклатуры заказа

                Создание заказа на необходимое количество

                Создание заказа на необходимую дату

                Создание заказа в нужный момент времени

                Ведение основных данных – Bill of Materials, справочника материалов и др.

                Ведение графика отгрузки конечной продукции и основного графика производства (MPS, Master Production Schedule)

MRP = ППМ (Планирование Потребности в Материалах)

 

ИТ-сервисы для MRPII:

                Сервисы MRP, кроме того:

                Ведение основных данных – технологических карт (routings), плана бухгалтерских счетов, закупочных и продажных цен и т.д.

                Развертывание собственного производства по наличным мощностям

                Управление запасами

                Определение себестоимости конечной продукции

                Ведение главной книги

 

ИТ-сервисы для ERP:

                Сервисы MRP II, кроме того:

                Управление финансами

                Определение текущих и перспективных потребностей в рабочих местах

                Формирование графика обслуживания оборудования (EAM)

                Управление производством (MES)

                Ведение экологического мониторинга

 

ИТ-сервисы для оперативных CRM:

                Поддержка и управление организацией сервисного обслуживания: создание иерархичной структуры организации сервисной службы, контроль и распределение работ.

                Управление продуктами и компонентами продуктов, используемых в сервисном обслуживании: ведение перечня продуктов клиента, подлежащих обслуживанию, ведение номенклатуры и учет запчастей и расходных материалов.

                Контроль прохождения документов на обслуживание .

                Создание справочно-информационных служб (на базе Web и Call-центра) с использованием Базы Знаний, в которой может храниться справочная информация и данные по возникающим проблемам.

                Поддержка индивидуальных планов взаимоотношений с клиентами:

Например, система уведомляет о дне рождения клиента и менеджер должен отправить поздравление.

 

ИТ-сервисы для аналитических CRM:

Основные ИТ-сервисы:

          - совместный анализ данных, характеризующих деятельность как клиента, так и фирмы,

          - приобретение новых знаний,

          - генерация рекомендаций и т. п.

Реализация: IntraNet Solutions, Plumtree, Symon, Vignette…

 

ИТ-сервисы для SCM:

                Автоматизация определения потребностей и заказчиков на ресурсы компании

                Определение потребителя

                Оформление и осуществление поставки готовой продукции

 

ИТ-сервисы для MES:

                RAS (Resource Allocationand Status) — Контроль состояния и распределение ресурсов.

                DPU (Dispatching Production Units) — Диспетчеризация производства (Координация изготовления продукции).

                DCA (Data Collection/Acquisition) — Сбор и хранение данных.

                LUM (Labor/User Management)— Управление людскими ресурсами.

                QM (Quality Management) — Управление качеством.

                PM ( Process Management) — Управление процессами производства.

                PTG (Product Tracking & Genealogy) — Отслеживание и генеалогия продукции.

                PA (Performance Analysis) — Анализ эффективности.

MES – системы служат интерфейсом между ERP и АСУ ТП.

 

ИТ-сервисы для EAM:

                управления процессами эксплуатации производственных фондов предприятия:

1.             техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);

2.             материально-техническое снабжение (МТС);

3.             управление складскими запасами (запчасти для ТОиР);

4.             управление финансами (в области ТОиР и МТС);

5.             управление персоналом (в области ТОиР и МТС);

6.             управление документами (в области ТОиР и МТС).

                решение стратегических задач предприятия:

1.             повышение эффективности производственных фондов (фондоотдачи) и персонала,

2.             оптимизация затрат на эксплуатацию при минимуме рисков и требуемой производительности,

3.             повышение надежности,

4.             рациональное использование технического ресурса

 

29. Какова связь MRP с SCM?

 

SCM-системы являются логическим развитием MRP, создающим полный набор ИТ-сервисов, обеспечивающих логистические процессы.

Основная задача SCM –систем – обеспечить эффективную реализацию MRP – решения:

Определение потребности

Оформление заказа

Размещение заказа

Исполнение заказа

Доставка заказа

Получение заказа

 

30. Как связаны MES и АСУ ТП?

 

MES (Manufacturing Execution Systems – «системы управления и оптимизации производства»)– системы служат интерфейсом между ERP и АСУ ТП. Одной из ключевых проблем внедрения систем комплексного управления промышленным предприятием является, прежде всего, невозможность прямой интеграции систем АСУТП и управленческих модулей ERP-систем. Для решения этих проблем служат так называемые MES-системы, которые управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями конструкторской и технологической документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов. Таким образом, MES-система - это мост между ERP и АСУ ТП.

 

31. Опишите основные алгоритмы MRP.

 

• X – план производства (план-график)

• Y – материальные ресурсы, необходимые для выполнения плана Х (BOM: Bill of Material – Разузловывание).

• S - справочники (номенклатуры, рецептуры, спецификации…)

• T – технологические требования

• R - регламенты

X => (S, T, R) => Y

 

32. Чем отличаются MRP и MRP II?

 

MRPII появилась, когда пользователям стало недоставать возможностей планирования потребностей только в материальных ресурсах, предоставляемых системами MRP. Так что MRPII можно представить, дополнив MRP модулями управления финансами, бухгалтерией, людскими ресурсами.

 

MRP представляет собой расчетный механизм, предназначенный для формирования предложений по устранению прогнозируемого дефицита номенклатурных позиций. Можно сказать, что MRP планирует наличие изделий в нужное время, в нужном месте, в необходимом количестве. Одним из отличий MRP-II от MRP является возможность формирования планов не только в пределах одной производственной площадки, но и посредством блока планирования потребностей в распределении координировать потребности в материалах на нескольких производственных площадках или удаленных складах.

 

33. Чем отличаются MRP II и ERP?

 

MRPII – внутренняя система, занимающаяся обработкой информации и данных из внутренних источников компании.

ЕRP-система – это интегрированная система управления крупным предприятием или компанией на основе собственных модулей функциональных подсистем, а также информационных систем нижнего уровня.

ЕRP-системы работают с информацией как из внутренних, так и из внешних источников. ЕRP-системы существенно больше внимания уделяют финансовым вопросам, позволяют составлять отчётность в соответствии с международными стандартами, автоматизировать бухгалтерский документооборот, формировать финансовый план и контролировать его исполнение. ЕRP-системы обладают механизмами управления транснациональных компаний: поддержка нескольких валют, языков, различных систем бухучета, отчётности, возможность работать в режиме реального времени в нескольких часовых поясах, в режиме 24*365.

ЕRP-системы отвечают самым серьёзным требованиям интеграции со всеми существующими на предприятии подсистемами и может выступать в роли «опорной сети» – логической и физической основы всей информационной структуры крупного предприятия.

 

"Системы ERP предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это «верхний уровень» в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.

Очевидно, что все предприятия уникальны в своей финансовой и хозяйственной деятельности. В то же время прогресс в разработке программных решений для задач ERP связан с тем, что наряду со спецификой удается выделить задачи, общие для предприятий самых разных видов деятельности (различные отрасли промышленности, сфера услуг, телекоммуникации, банки, государственные учреждения и др.). К таким общим задачам можно отнести управление материальными и финансовыми ресурсами, закупками, сбытом, заказами потребителей и поставками, управление кадрами, основными фондами, складами, бизнес-планирование и учет, бухгалтерия, расчеты с покупателями и поставщиками, ведение банковских счетов и др.

Основные отличия систем управления предприятиями, построенных на основе концепции ERP [Keller96], следующие.

В ERP, в отличие от MRP II, больше внимания уделяется финансовым подсистемам.

Системы ERP, в отличие от MRP II, ориентированы на управление «виртуальным предприятием». Виртуальное предприятие, отражающее взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, может состоять из автономно работающих предприятий, или корпорации, или географически распределенного предприятия, или временного объединения предприятий, работающих над проектом, государственной программой и др. [CALS99].

В ERP добавляются механизмы управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности.

Эти отличия в меньшей степени затрагивают логику и функциональность систем, и в большей степени определяют их инфраструктуру (Internet/intranet) и масштабируемость – до нескольких тысяч пользователей. Требования к гибкости, надежности и производительности программного обеспечения и вычислительных платформ неуклонно растут.

Растут требования к интеграции систем ERP с приложениями, уже используемыми на предприятии (например, системами проектирования, подготовки производства, учета хода производства и управления технологическими процессами, биллинга и расчета с клиентами и др.), а также с новыми разработками. Система ERP не может решить всех задач управления промышленным предприятием и часто воспринимается как хребет, на основе которого выполняется интеграция с другими приложениями.

В новых системах ERP больше внимания уделяется средствам поддержки принятия решений и средствам интеграции с хранилищами данных (иногда включаемых в систему как новый модуль).

В системах ERP разработаны развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически в процессе эксплуатации систем.

В этом обзоре концепция ERP представлена только с одной стороны — с точки зрения развития производственного планирования. Предложенный анализ концепций выстроен в историческом ракурсе и не является описанием алгоритмов. Опираясь на этот аналитический материал, более удобно говорить и о перспективах ERP, и о новых концепциях, появившихся в более позднее время.

 

34. Что такое совокупная стоимость владения? Приведите пример расчета.

 

ССВ – методика расчёта затрат на вычислительные системы и сервисы, позволяющая учесть всю совокупность затрат, связанных с внедрением и эксплуатацией ИС, которые ранее учитывались в других статьях косвенных затрат. Преимущество данной методики состоит в том, что она даёт возможность оценить всю совокупность возможных затрат на приобретение, внедрение, настройку и обслуживание ИС за весь срок цикла жизни системы, что помогает более точно оценить эффективность внедрения ИС.

ССВ – совокупная стоимость владения:

         Стоимость активов;

         Стоимость поддержки;

         Потери от незапланированных простоев.

Стоимость активов

         стоимость программного обеспечения и лицензий;

         стоимость по классам оборудования IT (терминального оборудования и компьютеров);

         стоимость сетевого оборудования по классам сетевого оборудования

         стоимость консалтинговых услуг по видам услуг и компаниям-консультантам;

         стоимость установки IT и пуско-наладочных работ;

         стоимость обучения пользователей, включая стоимость потраченного на обучение рабочего времени сотрудников.

Комплексная поддержка информационных систем:

         бизнес-приложений (систем документооборота, ERP, SCM, CRM);

         систем хранения данных;

         систем передачи данных и голоса;

         локальных рабочих мест и периферийного оборудования;

         систем информационной безопасности.

Консультационные услуги:

         консультирование по техническим вопросам по горячей телефонной линии и электронной почте;

         информирование о появлении новых версий программного и аппаратного обеспечения.

Сервисное обслуживание:

         выезд специалиста для проведения работ по обслуживанию оборудования и ПО;

         выделение ответственного специалиста для обслуживания оборудования и ПО заказчика;

         проведение мониторинга диагностики оборудования с целью выявления возможных сбоев в работе системы;

         замена испорченных компонентов и частей оборудования;

         формирование резерва необходимых запасных частей для ремонта;

         установка и настройка нового оборудования, системного и прикладного ПО.

Инсорсинг. Аутсорсинг. Е-сорсинг.

Косвенные затраты

         Самообучение пользователей работе со своим компьютером и набором программного обеспечения, обучение коллег и помощь им.

         Самостоятельное обслуживание пользователем своего компьютера и набора программ – резервное копирование, восстановление после сбоя, отладка программ, установка драйверов новых устройств и т. д.

         Использование служебных компьютеров и информационных систем для «работы на сторону», для развлечения, игр и т. п.

         Коррупционные схемы при покупке оборудования, комплектующих и расходных материалов, заказе услуг.

Простои в работе информационной системы в целом или отдельных ее частей, связанные с:

– недостаточной мощностью (низкой доступностью) или неустойчивой работой компонентов системы;

– ожиданием реакции со стороны IT-сервиса;

– запланированного или внепланового (аварийного) останова системы или отдельных ее частей.

Имеются данные выхода ИС из строя за статистически значимый промежуток времени. Возможна надежная оценка потерь.

Статистических данных нет. Оценивание потерь на основании Сценарного подхода.

Обычно предполагается, что каждый пользователь корпоративной сети тратит не менее 80 рабочих часов в год (10 рабочих дней, 2 календарные недели) на самообучение и на обслуживание своего компьютера. Но практика показывает, что эту цифру можно смело увеличивать в полтора-два раза.

Имеются данные выхода ИС из строя за статистически значимый промежуток времени. Возможна надежная оценка потерь.

Статистических данных нет. Оценивание потерь на основании Сценарного подхода.

Обычно предполагается, что каждый пользователь корпоративной сети тратит не менее 80 рабочих часов в год (10 рабочих дней, 2 календарные недели) на самообучение и на обслуживание своего компьютера. Но практика показывает, что эту цифру можно смело увеличивать в полтора-два раза.

 

 

35. Представьте жизненный цикл ИС. Определение по ИЗО.

 

Жизненный цикл ИС (1):

 

  Исследование целесообразности. (На этом этапе принимается решение о том, стоит или нет разрабатывать и внедрять новую ИС.)

  Анализ компании, существующих систем и бизнес-процессов, реинжиниринг бизнес-процессов.

  Проектирование и разработка системы.

  Внедрение.

  Сопровождение и развитие.

  Вывод из эксплуатации.

Жизненный цикл ИС (2) по ISO / IEC 12207:

                основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка и внедрение, эксплуатация, сопровождение);

                вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);

                организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).

 

36. Кто может инициировать процесс внедрения ИС?

 

Как правило, инициируют процесс внедрения ИС менеджеры соответствующего отдела

Отдел продаж - CRM

Производственный отдел - MRP II

Гендиректор - TEI

 

37. Как оценить, готова ли организация к внедрению ИС?

 

Проанализировать существующие бизнес-процессы, оценить целесообразность их автоматизации, проанализировать готовность персонала к внедрению системы (обратить внимание на возможность их обучения), проанализировать сами технологии производства. Провести анализ внешней среды организации, способов взаимодействия организации с внешней средой и т.п.

Также целесообразно определить саму потребность в информационных ресурсах (опрос менеджеров), оценить степень зрелости организации (в случае внедрения MRP, MRPII, ERP используются критерии зрелости, модели CMM, Нолана Нортона)

CMM

Нолан Нортон

 

38. Кто может быть исполнителем ИС?

 

Возможно самостоятельное внедрение, заказ «под ключ» интергатору или совместная работа по внедрению с интегратором, аутсорсинг (интеграторы, консультанты, вендоры, поставщики).

 

39. Чем отличаются проект и бизнес процесс? Может ли внедрение ИС быть бизнес-процессом? Дайте обоснование и примеры.

Определение:

a)             под проектом понимается связанная уникальная последовательность мероприятий, направленных на достижение заранее определенных задач и целей в рамках отведенного времени, в пределах фиксированного бюджета и на основании утвержденной оргструктуры.

b)             Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются ресурсы и в результате этой деятельности – «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.(Хаммер и Чампи)

c)             Бизнес-процесс – это последовательность однородных работ, характеризующихся единым натуральным или стоимостным критерием результата. Работа, входящая в бизнес-процесс, именуется шагом бизнес-процесса.(Шеер и Васкевич)

Основная задача ИС – автоматизация рутинных, повторяющихся бизнес-процессов. Но внедрение ИС само может быть бизнес-процессом, опираясь на определение п. с), если компания постоянно устанавливает (другим компаниям) схожие ИС со схожими характеристиками. Если рассматривать определение b), то пример компании, внедряющей ИС тоже применим.

 

40. Приведите определение и описание разновидностей аутсорсинга

 

Определение:

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

 

Что передают на аутсорсинг:

В соответствии с заявлениями многих поставщиков услуг аутсорсинга, внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике, наиболее распространенными формами реализации аутсорсинга в России является передача следующих функций:

·      бухгалтерский учет и расчет налогов

·      юридическое обеспечение деятельности

·      расчет заработной платы сотрудников

·      управление персоналом

·      информационные системы и управление базами данных

·      маркетинговые коммуникации и связи с общественностью

·      управление проектами от разработки до реализации

·      вопросы экономической и информационной безопасности

·      управление логистикой и доставкой

·      производство

·      сборка и тестирование

·      уборка и обслуживание

·      управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт (воздушные и морские суда, автомобильный, железнодорожный транспорт)

·      аутсорсинг офисной печати, управление офисной печатью

Виды аутсорсинга:

1)             Производственный аутсорсинг

При производственном (или промышленном) аутсорсинге, сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов.

2)             ИТ-аутсорсинг (ITO)

Предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т. д.)

3)             Аутсорсинг бизнес-процессов (BPO)

Использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения собственных специфических функций и достижения бизнес-задач компании. В большинстве случаев BPO предполагает передачу стандартизированных текущих процессов компании.

4)             Аутсорсинг управления знаниями (KPO)

KPO предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьёзной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений. Аутсорсинг управления знаниями сейчас только начинает получать распространение на территории США.

 

41. Опишите модель зрелости организации СММ

Модель технологической зрелости (СММ) — это описание стадий эволюции, которые проходят организации-разработчики по мере того, как они определяют, реализуют, измеряют, контролируют и совершенствуют процессы создания ПО. Эта модель помогает организации выбрать адекватную стратегию усовершенствования этих процессов, предоставляя методическую основу для определения текущего уровня их совершенства и выявления проблем, критичных для качества разрабатываемого ПО.

 

Модель технологической зрелости (СММ) — это описание стадий эволюции, которые проходят организации-разработчики по мере того, как они (организации) определяют, реализуют, измеряют, контролируют и совершенствуют процессы создания ПО. Эта модель помогает организации выбрать адекватную стратегию усовершенствования этих процессов, предоставляя методическую основу для определения текущего уровня их совершенства и выявления проблем, критичных для качества разрабатываемого ПО.

В основу СММ положен ряд фундаментальных понятий:

Технология, Технологический процесс, Процесс (Process) — последовательность шагов (действий), предпринимаемых с заданной целью [IEEE-Std-610]. Совершенство технологии/процесса (Process Capability) — диапазон результатов, которые можно ожидать от организации, соблюдающей данный технологический процесс. Это понятие имеет отношение к будущим проектам, но базируется на фактических характеристиках технологии, достигнутых на предыдущих проектах.

Характеристики технологии/ процесса (Process Performance) — фактические результаты, достигнутые организацией, соблюдающей данную технологию/процесс. Это понятие ассоциируется с уже выполненными проектами. Зрелость технологии (Process Maturity) — степень определенности, управляемости, наблюдаемости, контролируемости и эффективности данной технологии. Фактически, это индикатор полноты технологии и степени последовательности (настойчивости) организации в ее применении на всех проектах. Зрелость определяет потенциал дальнейшего роста совершенства технологии/процесса.

Пять уровней технологической зрелости

Разработчики модели СММ (SEI) определили пять уровней технологической зрелости, по которым заказчики могут оценивать потенциальных поставщиков (претендентов на получение контракта), а поставщики могут совершенствовать процессы создания ПО Каждому из показанных на рисунке уровней технологической зрелости внутри модели СММ дано следующее краткое определение:

Уровень 1: Начальный (Initial) — технология разработки ПО характеризуется как произвольная (импровизированная), в некоторых случаях — даже хаотическая. Лишь некоторые процессы определены, успех всецело зависит от усилий отдельных сотрудников.

Уровень 2: Повторяемый (Repeatable) — базовые процессы управления проектом ПО установлены для отслеживания стоимости, графика и функциональности выходного продукта. Необходимая дисциплина соблюдения установленных процессов имеет место и обеспечивает возможность повторения успеха предыдущих проектов в той же прикладной области.

Уровень 3: Определенный (Defined) — управленческие и инженерные процессы задокументированы, стандартизованы и интегрированы в унифицированную для всей организации технологию создания ПО. Каждый проект использует утвержденную, адаптированную к особенностям данного проекта, версию этой технологии.

Уровень 4: Управляемый (Managed) — детальные метрики (объективные данные) о качестве исполнения процессов и выходной продукции собираются и накапливаются. Управление процессами и выходной продукцией осуществляется по количественным оценкам.

Уровень 5: Оптимизируемый (Optimized) — совершенствование технологии создания ПО осуществляется непрерывно на основе количественной обратной связи от процессов и пилотного внедрения инновационных идей.

 

 

42. Представьте модель Нолана Нортона.

 

 

 

43. Как может быть организовано управление проектом внедрения ИС.

 

       Управляющий комитет (англ. Steering Committee).

     Спонсор, руководитель проекта.

       Управление проектом (англ. Project Management Team, Project Manager).

     Руководитель проекта, менеджеры проекта.

       Проектная (или рабочая) группа (или команда – англ. Project Team).

     Менеджеры проекта, исполнители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


44. Что такое JEL – код и ISBN?

 

JELJournal of Economic Literature Classification System – классификация журнала Американской Экономической Ассоциации. Этот журнал ежеквартально публикует книжные обзоры, обзорные тематические статьи, библиографические данные и аннотации новых книг по экономике, сведения о защищаемых в Северной Америке диссертациях. JEL – код состоит из 3 цифр. Многие не американские статьи также имеют JEL – код для удобства их поиска.

Пример:

A - General Economics and Teaching

A1 - General Economics


A10 - General
A11 - Role of Economics; Role of Economists; Market for Economists
A12 - Relation of Economics to Other Disciplines
A13 - Relation of Economics to Social Values
A14 - Sociology of Economics
A19 - Other

A2 - Economic Education and Teaching of Economics


A20 - General
A21 - Pre-college
A22 - Undergraduate
A23 - Graduate
A29 - Other

A3 - Collective Works


A30 - General
A31 - Collected Writings of Individuals
A32 - Volumes
A33 - Handbooks
A39 - Other

 

ISBNInternational Standard Book Number – уникальный, машиночитаемый идентификационный номер, который однозначно определяет книгу. Необходим для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. Соответствует стандарту ISO 2108 и ГОСТ 7.53 2001. ISBN состоит из 13 цифр для того, чтобы он мог быть напрямую использован как стандартный штрихкод товара.

 

45. Опишите содержание электронных ресурсов IDEAS, NEP, SOCIONET, JSTOR.

 

Решаемые задачи: (поиск литературы, уточнение библиографических данных, получение полнотекстового документа, поиск местонахождения документа, картографические сервисы, фотоархивы, звуковые архивы и т.д.)

Электронные библиотечные сети:

RePEc/IDEAS

RePEc: Research Papers in Economics

IDEAS – новое название. Эта самая большая база библиографических данных по
экономике, свободный доступ. Поддерживает экономфак университета штата Коннетикут.
Библиотека состоит из 800 тыс. статей, из них 650 тыс. доступны в полнотекстовом варианте. На данном портале можно найти: (рабочие материалы, статьи, главы из книг, дополнительную информацию, поиск исследователей, поиск исследовательских центров, архивная информация).

NEP – New Economic Papers – это оповещающая служба, которая фильтрует информацию по новым изданиям из RePEc в отредактированные отчеты. NEP осуществляет E-mail рассылки анонсов новых статей по 86 предметным областям.

SOCIONET - представляющая собой ежедневно пополняемую
совокупность описаний инфоресурсов по общественным наукам
в мире (90% - по экономике). Это Российский сегмент. С его помощью можно найти:
• Коллекции по экономике, социологии, демографии и т.д.
• Включает в себя: (Рабочие материалы, статьи, материалы конференций, авторефераты диссертаций и т.д.)

JSTOR является некоммерческой организацией, цель которой - помогать ученому сообществу пользоваться преимуществами информационных технологий Основная цель JSTOR – предоставлять электронный доступ к архивным номерам ведущих журналов по гуманитарным, общественным и естественным наукам.
Онлайновая база данных JSTOR (от "Journal Storage") представляет собой политематический архив электронных копий зарубежных журналов, среди которых преобладают англоязычные издания.

JSTOR — полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов. Состав и построение базы основаны на двух принципах. Во-первых, в базу включаются только профессиональные издания, так называемые peer-reviewed, имеющие авторитетную редколлегию, тщательно изучающую и отбирающую статьи перед их публикацией. Кроме того, во внимание принимается количество организаций, выписывающих данный журнал, индекс его цитируемости и промежуток времени, в течение которого он существует. Во-вторых, в базу, как правило, помещают все номера с момента основания журнала (!) вплоть до 1997–2000 года. Таким образом, JSTOR не содержит актуальной (за последние 3–5 лет) информации, но представляет весь архив включенных в него изданий. По окончании каждого года в базу вносится очередной комплект журналов 3–5 годичной давности. Эта стратегия «движимой стены» (Moving Wall), с одной стороны, соблюдает интересы издателей (предполагается, что на свежие номера библиотеке надлежит оформлять подписку), с другой — прекрасно выполняет главную цель создателей JSTOR, а именно предоставление библиотекам полного комплекта, полной подписки за всю долгую историю изданий.

Выводы
• Информационные ресурсы, доступные на всемирной сети для выполнения исследовательской работы любого уровня (курсовой, дипломной, диссертационной
работы) – безграничны.
• Для их эффективного использования надо владеть навыками поиска, умением
формировать запрос и знанием их источников.

 

46. Приведите пример использования ресурса GKS.RU

 

Пара слов от автора ответа.

Вопрос крайне тупой, и я вообще не вижу в нем смысла. В лекциях на него ответа нет. Мой ответ - это просто описание пользования сайтом Росстата. Надеюсь, именно это нас и спрашивают.

Допустим, необходимо найти данные по безработице за 2009 год. Для этого нужно зайти на сайт gks.ru, и найти необходимую информацию в разделе «Население», подраздел «Занятость и заработная плата».

Комментарий редактора: имеется в виду небезызвестная лекция Евгения Аспиранта. Там надо сказать, видимо, про единую электронную базу данных или как-то так.

 

47. Какие сервисы предоставляет институциональная подписка ЭФ МГУ?

 

Business Source Premier - база данных, содержащая источники по экономике, финансам, управлению, маркетингу, бухучету. Общее число источников в базе – не менее 5 000; из них не менее 1 000 – реферируемые научные издания;

Academic Search Premier – база данных комплексной тематики, содержащая информацию по гуманитарным и естественным областям знания. Общее число источников в базе – не менее 4 000; из них не менее 1 000 – реферируемые научные издания;

Masterfile Premier – база данных универсального содержания, обеспечивающая доступ к библиографическим ссылкам, рефератам и полным текстам на публикации из научных и научно-популярных журналов. Информационная база должна включать не менее 2 000 научных и научно-популярных журналов, не менее 300 книг, не менее 70 000 государственных и исторических документов, не менее 80 000 биографических справок;

Newspaper Source – база данных, предоставляющая доступ к полным текстам избранных статей американских региональных и международных газет, обзорам информационных агентств;

Regional Business News – полнотекстовая база данных региональных новостей в области бизнеса, обеспечивающая доступ к публикациям из журналов по бизнесу, газетам, телеграфным сообщениям из всех регионов США;

ERIC – база данных, предоставляющая доступ к полным текстам сборников статей по проблемам образования, а также содержащая рефераты и описания статей из научных журналов по образовательной тематике.

 

48. Какие задачи решают системы класса BIS/DSS?

 

DSS (Decisions Support Systems) – Системы поддержки принятия решений (СППР)- системы управленческого уровня, поддерживающие решение полуструктурированных и неструктурированных задач на основе обработки данных с привлечением современных, сколь угодно сложных аналитических моделей. DSS включают в себя интеллектуальные приложения (Business Intelligence SolutionsBIS).

DSS можно условно разделить на две группы:

1.             Транзакционные

a)             Основанные на документах;

b)             Основанные на телекоммуникациях.

2.             Аналитические

a)             Основанные на моделях;

b)             Основанные на данных;

c)             Основанные на знаниях;

Задачи транзакционных DSS:

·                автоматизация внутреннего документооборота;

·                организация доступа к документам;

·                организация делопроизводства;

·                ведение архивов.

·                обеспечение связи между группами специалистов и обмен информацией;

·                поддержка совместного выполнения работ и процесса принятия решения группами специалистов.

Задачи аналитических DSS:

·                предложение вариантов решения на базе прогнозных оценок;

·                разработка сценариев развития отраслей.

·                анализ данных с помощью онлайновых систем обработки (OLAP);

·                создание хранилища данных и обработка с помощью Data Mining

Примеры DSS:

·                Oracle OLAP;

·                mySAP;

·                Hyperion Enterprise.

 

49. OLAP (online analytical processing, аналитическая обработка в режиме реального времени)?

OLAP - технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчётов и документов. Используется аналитиками для быстрой обработки сложных запросов к базе данных. Служит для подготовки бизнес-отчётов по продажам, маркетингу, в целях управления.

Причина использования OLAP для обработки запросов — это скорость. Реляционные БД хранят сущности в отдельных таблицах, которые обычно хорошо нормализованы. Эта структура удобна для операционных БД (системы OLTP), но сложные многотабличные запросы в ней выполняются относительно медленно..

OLAP делает мгновенный снимок реляционной БД и структурирует её в пространственную модель для запросов. Заявленное время обработки запросов в OLAP составляет около 0,1 % от аналогичных запросов в реляционную БД. OLAP-структура, созданная из рабочих данных, называется OLAP-куб.

Вместе с базовой концепцией существуют три типа OLAP:

Ø   MOLAP (OLAP со многими измерениями) - это классическая форма OLAP, так что её часто называют просто OLAP. Она использует суммирующую БД, специальный вариант процессора пространственных БД и создаёт требуемую пространственную схему данных с сохранением как базовых данных, так и агрегатов.

Ø   ROLAP (реляционный OLAP) работает напрямую с реляционным хранилищем, факты и таблицы с измерениями хранятся в реляционных таблицах, и для хранения агрегатов создаются дополнительные реляционные таблицы.

Ø   HOLAP (гибридный OLAP) использует реляционные таблицы для хранения базовых данных и многомерные таблицы для агрегатов.

Таким образом, оперативная аналитическая обработка позволяет значительно упростить и ускорить процесс подготовки и принятия решений руководящим персоналом. Оперативная аналитическая обработка служит цели превращения данных в информацию. Она принципиально отличается от традиционного процесса поддержки принятия решений, основанного, чаще всего, на рассмотрении структурированных отчетов

Первым продуктом, выполняющим OLAP-запросы, был Express (компания IRI). Другие хорошо известные OLAP-продукты включают Microsoft Analysis Services, Oracle OLAP Option, DB2 OLAP Server от IBM, SAP BW, SAS OLAP Server, продукты Brio, BusinessObjects, Cognos, MicroStrategy и других производителей.

 

50. Data mining?

 

Интеллектуальный анализ данных (англ. Data Mining) — это процесс обнаружения в сырых данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.

Термин Data Mining переводится как «извлечение информации» или «добыча данных». Нередко рядом с Data Mining встречаются слова knowledge discovery – «обнаружение знаний» и Data Warehouse – «хранилище данных». Возникновение указанных терминов, которые являются неотъемлемой частью Data Mining, связано с новым витком в развитии средств и методов обработки и хранения данных.

Цель Data Mining состоит в выявлении скрытых правил и закономерностей в наборах данных, образно говоря, в «нахождении золотых песчинок в огромной куче руды». Важное положение Data Mining - нетривиальность разыскиваемых шаблонов. Это означает, что найденные шаблоны должны отражать неочевидные, неожиданные (unexpected) регулярности в данных, составляющие так называемые скрытые знания (hidden knowledge). К обществу пришло понимание, что сырые данные (raw data) содержат глубинный пласт знаний, при грамотной раскопке которого могут быть обнаружены настоящие самородки.

Методы Data Mining разделяются на статистические (дескриптивный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ, анализ временных рядов) и кибернетические (искусственные нейронные сети, эволюционное программирование, генетические алгоритмы, ассоциативная память, нечеткая логика, деревья решений, системы обработки экспертных знаний).

Задачи, решаемые ИАД:

Ø   Классификация — отнесение входного вектора (объекта, события, наблюдения) к одному из заранее известных классов.

Ø   Кластеризация — разделение множества входных векторов на группы (кластеры) по степени «похожести» друг на друга.

Ø   Сокращение описания — для визуализации данных, лаконизма моделей, упрощения счета и интерпретации, сжатия объемов собираемой и хранимой информации.

Ø   Ассоциация — поиск повторяющихся образцов. Например, поиск «устойчивых связей в корзине покупателя» (англ. market basket analysis) — вместе с пивом часто покупают орешки.

Ø   Прогнозирование

Ø   Анализ отклонений — Например, выявление нетипичной сетевой активности позволяет обнаружить вредоносные программы.

Ø   Визуализация

В литературе можно встретить еще ряд классов задач. Базовыми задачами являются первые три. Остальные задачи сводятся к ним тем или иным способом.

Сфера применения Data Mining ничем не ограничена - Data Mining нужен везде, где имеются какие-либо данные. Опыт многих таких предприятий показывает, что отдача от использования Data Mining может достигать 1000%. Например, известны сообщения об экономическом эффекте, в 10-70 раз превысившем первоначальные затраты от 350 до 750 тыс. дол. Приводятся сведения о проекте в 20 млн. дол., который окупился всего за 4 месяца. Другой пример - годовая экономия 700 тыс. дол. за счет внедрения Data Mining в сети универсамов в Великобритании. Data Mining представляют большую ценность для руководителей и аналитиков в их повседневной деятельности. Деловые люди осознали, что с помощью методов Data Mining они могут получить ощутимые преимущества в конкурентной борьбе.

 

51. Приведите примеры трансакционных и аналитических информационных систем.

 

Трансакционные информационные поддерживают исполнение работ элементарного уровня, то есть первичных операций и обработку трансакций.

Примеры:

Выписка счетов в банке;

Оформление банковских квитанций.

Аналитическая информационная система – система позволяющая экспертам быстро анализировать большие объемы данных.

Примеры:

Информационная Аналитическая Система «1С»

Информационная Аналитическая Система «Консалтинг Стандарт»

Информационная Аналитическая Система «Тренд»

Информационная Аналитическая Система «Медиалогия»

 

52. Что такое электронное правительство (ЭП)? Какие задачи оно может решать?

 

Электронное правительство – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Задачи:

·      Совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом;

·      Обеспечение более эффективного и менее затратного администрирования;

·      Оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

·      Повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

·      Поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

·      Рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

·      Снижение воздействия фактора географического местоположения.

 

53. Какие показатели характеризуют уровень развития электронного общества? Каковы они для России?

 

E-government Readiness Index - рассчитываемый ООН для всех стран – членов показатель развития ЭП: уровень зрелости ЭП, учитывающий:

          - уровень телеком-инфраструктуры;

          - уровень развития веб-услуг;

          - готовность населения к использованию новыми информационными услугами.

В России он = 0,5120. И в мировом рейтинге мы занимаем 60 место. Первые 5 мест: Швеция, Дания, Норвегия, США, Нидерланды.

Рейтинг готовности стран к сетевому миру, индексы 2008-2009 и 2007-2008

"Позиция 2008-2009"

Страна

"Оценка 2008-2009"

"Позиция 2007-2008"

"Оценка2007-2008"

2

Швеция

5,84

2

5,72

3

США

5,68

4

5,49

4

Сингапур

5,67

5

5,49

5

Швейцария

5,58

3

5,53

74

Россия

3,77

72

3,68

I.                   Индекс готовности к информационному обществу (ИО):

1.             Факторы развития ИО:

1)             Человеческий капитал

2)             Экономическая среда

3)             ИКТ инфраструктура

2.             Использование ИКТ:

1)             ИКТ в бизнесе

2)             ИКТ в государственном и муниципальном управлении

3)             ИКТ в здравоохранении

4)             ИКТ в культуре

5)             ИКТ в образовании

6)             Использование ИКТ домохозяйствами / населением

Рейтинг 2005-2006

Рейтинг 2004-2005

Регион

Индекс готовности 2005-2006

Факторы развития информационного общества 2005-2006

Использование ИКТ 2005-2006

1

1

Москва

6,29

6,23

6,35

2

2

Санкт-Петербург

4,93

4,98

4,88

3

5

Томская область

4,16

4,08

4,25

4

4

Ямало-Ненецкий АО

4,14

3,57

4,72

5

3

Ханты-Мансийский АО

3,98

3,62

4,33

6

6

Самарская область

3,68

3,57

3,79

7

10

Республика Карелия

3,62

2,89

4,35

8

11

Тюменская область

3,52

3,61

3,43

9

8

Чукотский АО

3,50

3,12

3,89

10

13

Хабаровский край

3,49

3,20

3,79

 

Контрольные значения показателей развития информационного общества на период до 2015 года:

                доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%;

                рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза;

                доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%;

                рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году - не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году - в 2 раза;

                место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

                место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной ИКТ инфраструктуры для субъектов информационной сферы- не ниже десятого;

                доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка ИКТ – более 50%;

                сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;

 

54. Опишите возможные пути решения задачи цифрового неравенства.

 

Суть проблемы цифрового неравенства: Разные слои общества имеют неодинаковый доступ к информационным ресурсам, как следствие имеют разные возможности в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене, получении образования, медицинской помощи, необходимых информационных услуг. Все это может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования.

Пути:

1. Средствами электронного правительства:

В частности концепция электронного участия (e-inclusion):

       включение в информационное общество всех граждан;

       обеспечение эффективных и прозрачных сервисов для всех граждан;

       организацию помощи гражданам на основе доступа к информационным сервисам;

       эффективное управление информацией и предоставление ее гражданам;

       ознакомление граждан с основами информационного общества;

       создание условий для социального и культурного равенства.

2. Поощрение электронного предпринимательства.

3. Развитие электронного обучения.

4. Внедрение электронного здравоохранения.

5.Действия властей направленные на:

       совершенствование правовых, экономических условий и деловой среды, способствующих развитию производства и использования инфокоммуникационных технологий;

       совершенствование соответствующей инфраструктуры: транспортной и инфокоммуникационной (обеспечение компьютерной техникой, развитие линий связей, сетей и каналов передачи данных), особенно в периферийных районах;

       повышение компьютерной грамотности населения;

       мотивация населения к использованию современных технологий.

       информационная подготовка общества, повышение информационной культуры общества;

       создавать условия для развития общества знаний: повышать осведомленность населения о новых возможностях; совершенствовать систему обучения и переобучения навыкам владения ИКТ

       расширение системы культурно-информационных центров общественного доступа к ИКТ;

       подготовка соответствующей законодательной базы, например закон "О праве на информацию".

Например, в России на протяжении последних лет существовали Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия (2002-2010 г.г.), Федеральная Целевая Программа “Социальное развитие села до 2010 года», Государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» и другие.

Суть проблемы цифрового неравенства (из слайдов):

                низкая грамотность и отсутствие навыков работы с информацией закрывают доступ к информационному обществу для большой части населения;

                требуемый контент может быть недоступен на родном языке (75% web-сайтов написаны на английском языке);

                существующие системы поиска информации ориентированы на нужды состоятельных людей;

                информационные запросы сельских и городских малоимущих слоев населения слабо представлены в Сети;

                сельские районы имеют слабые каналы коммуникации к информационным сервисам;

                малообеспеченные люди имеют ограниченные мобильные ресурсы для доступа к центрам культуры и науки;

                аппаратное и программное обеспечение по-прежнему слишком дорого для населения с низким уровнем дохода;

                информация о преимуществах Интернет-услуг изложена в основном в Сети, к которой большая часть населения не обращается.

 

55. Как ЭП может способствовать демократизации общества?

 

Ожидаемые результаты: G2С

       Открытость обсуждения важных общественных вопросов;

       Повышение информированности и образование населения в области государственной политики, экономики и права, информатики;

       Электронное голосование – задачи оценки общественного мнения и выбора претендентов;

       Сокращение цифрового неравенства;

        Формирование общественного мнения.

Обратная связь: C2G:

  Информирование госорганов о качестве функционирования их подразделений (горячие линии);

  Общественный контроль за деятельностью госорганов и их работников (порталы и сайты);

  Выражение общественного мнения по важным государственным, региональным, отраслевым и местным решениям (порталы и сайты);

  Воздействие на уровень коррупции.

 

56. Как ЭП может решить проблему создания цивилизованного рынка?

 

ЭП предполагает внедрение электронных аукционов в практику закупок для государственных нужд.

Целью внедрения электронных госзакупок является:

 - формирование объективной среды для ценообразования;

          - снижение трансакционных издержек – стандартизация, автоматизация документооборота;

          - прозрачность подготовки и осуществления сделок;

          - рост налогооблагаемой базы;

          - создание антикоррупционных барьеров;

 - развитие добросовестной конкуренции;

          - укрепление основ цивилизованного рынка.

 

57. Какие ИС могут использоваться при создании Электронного правительства?

 

Электронное правительство — такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Оно не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационных технологий (ИТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

ИС, необходимые для ЭП.

Системы управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмами…

В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

САДД - Система Автоматизации Делопроизводства и Документооборота позволит:

       Централизованно отслеживать ход делопроизводственного процесса - вплоть до работы исполнителей над документами на своих рабочих местах, систематизировать результаты контроля и тем самым выявлять "узкие места" в документообороте и работе персонала.

       При переходе на работу с электронными копиями документов полностью исключить возможность их утери и свести поиск документа к запросу, выполняемому системой в течение считанных секунд. При этом даже необязательно помнить название или регистрационный номер документа - достаточно указать тематику или ключевые слова для поиска.

       Повысить рост производительности труда сотрудников за счет упорядочения технологии работы с документами, резкого сокращения времени передачи документов по локальной сети или средствами электронной почты.

Основные задачи САДД:

• автоматизация документооборота. Главным образом, здесь речь идет об обработке входящих, исходящих и внутренних документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;

• обслуживание граждан и организаций. Это прежде всего массовая обработка заявок от граждан и организаций, поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;

• ведение дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, в виде твердых копий, которые необходимо подшивать. Возможно применение систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

Учитывая, что электронное правительство — это «концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг», перспективным инструментом для осуществления таких изменений являются системы ВРМ.

       BPM (Business Process Management) — это управленческая методология.

        BPMS (Business Process Management System) - программный инструментарий для реорганизации и оптимизации бизнес-процессов.

       ВРМ – логическое развитие идей реинжиниринга бизнес-процессов;

с методологической точки зрения реинжиниринг ориентирован на однократное радикальное преобразование бизнес-процессов компании, а BPM — на непрерывные усовершенствования;

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz